Fender Stratocaster. История создания

ender Stratocaster. История создания

 

В 2004 году легендарная гитара Fender Stratocaster отметила свой полувековой юбилей. За эти полвека с человечеством произошло множество эпохальных событий, которые изменили мир до неузноваемости. Вместе с миром менялся и Fender Stratocaster. Приходили новые музыканты. Появлялись новые способы игры на гитаре. Создавались новые музыкальные стили. Рождались новые мега-хиты. Открывались новые телеканалы. Fender Stratocaster участвовал во всех этих процессах эволюции, изменяясь вместе с окружающим его миром. Неизменным осталось только одно - несмотря на солидный возраст, Fender Stratocaster и поныне - самый популярный среди гитаристов инструмент.


РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

Stratocaster родился в начале 1950-х в Южной Калифорнии, а если быть точным, то в расположенном неподалеку от Лос-Анжелеса Фуллертоне, родине FENDER MUSICAL INSTRUMENT Co. С любой точки зрения минимум три человека были непосредственно в той или иной степени вовлечены в создание гитары: LEO FENDER, само собой, FREDDIE TAVARES и BILL CARSON. Другие люди, такие как DONALD RANDALL, GEORGE FULLERTON и REX GALLEON также могут быть причастны к процессу предшествовавшему началу серийного производства Stratocaster в 1954 году.

Одним из главных противоречий, остающимся неразрешенным по сей день является дата начала его разработки. По словам Leo Fender, проект появился еще в самом начале 50-х: "Мы начали работу над Stratocaster примерно в 1951 году, потому что нам нужна была гитара с тремоло-системой, чтобы конкурировать с Bigsby!". В другом высказывании Leo Fender уточняет: "Это было еще до того как Freddie Tavares стал у нас работать. Это было примерно в 1951 году. У нас уже был дизайн грифа и корпуса, и были датчики. Я это помню точно, потому что это было еще до переезда с Pomona Street на Valencia. У меня уже были на складе обработанные материалы и детали".

Следует заметить, что переезд с адреса 122 Pomona Street состоялся только в 1953 году, и публично о нем было объявлено в июне 1953 года, когда было FENDER SALES Inc. Как бы то ни было, несмотря на то, что Stratocaster официально дебютировал весной 1954года, Leo Fender относит начало его разработки к 1951 году, возможно к концу года, после того как был выпущен. Мистер Fender также неоднократно упоминал, что он начал проект вскоре после того, как познакомился с Bill Carson, который после стал его любимым "подопытным кроликом" для обкатки прототипов Stratocaster.

Эти заявления не находят полной поддержки у Freddie Tavares, который был нанят Leo Fender в начале 1953 года, чтобы помогать тому в "лаборатории", где разрабатывались новые продукты Fender: "Я встретил Leo Fender примерно в марте 1953 года. Я играл на стил-гитаре в клубе, и мне его представил музыкант по имени Noel Boggs. Noel сказал мне, что Leo ищет себе помощника. Первое полноценное задание, которое я получил, было сделать чертеж Stratocaster.

Это был апрель или май 1953 года. Leo сказал, что нам нужна новая гитара, а я спросил, какое расстояние между струнами у верхнего порожка, как далеко будет бридж. Я получил эти параметры, после чего спросил, какая будет мензура, и, поняв, как пойдут струны, я знал с чего начинать". По словам Freddie, до того, как он пришел в компанию в начале 1953 года, Stratocaster не имел конкретики.

Однако, несмотря на утверждения Leo Fender, он вряд ли сущестовал до того даже в качестве идеи. Bill Carson был гитаристом в кантри-вестерн группе Eddy Kirk Band, когда он впервые встретил в конце 1951 года. Он не согласен с точкой зрения мистера Fender: "В 1952 году Leo и начали обсуждать Stratocaster, но, как я помню, у нас ничего не было сделано на практике до начала 1953 года". Итак, у кого лучше память?

Другой важный пункт разногласий относится к причине, по которой Stratocaster был изобретен. Нет сомнений, что Leo Fender нуждался в "новой гитаре", просто чтобы расширить при ее помощи ограниченный модельный ряд своих электрогитар, или чтобы получить инструмент во всех отношениях более передовой чем Telecaster, и имеющий тремоло систему, в соответствии с текущей модой.

С этими предположениями безусловно согласен Don Randall, который был генеральным менеджером RADIO & TELEVISION EQUIPMENT Co., в то время эксклюзивным дистрибутором Fender Instruments (Напоминаем, 1 июня 1953 года дистрибуция перешла к FENDER SALES Inc.). Однако, по словам Bill Carson, Stratocaster изначально планировался как сделанная Leo Fender специально по его заказу гитара, под его профессиональные задачи: "Я скажу что 95% необычных идей в первом Stratocaster были моими, но я не мог их воплотить. У меня не было инженерного опыта или образования, и все что я мог – придумывать идеи…

Оригинальный прототип не задумывался как гитара для серийного производства. Я думаю, что по мере того как Leo Fender беседовал со мной, а затем, возможно, обсуждал эти идеи с другими музыкантами, он все больше склонялся к тому, что это будет серийная гитара". Исходя их этого предположения, в 1979 году, когда была выпущена модель Anniversary Stratocaster, CBS/FENDER объявили Bill Carson как "человек, для которого был создан Stratocaster".

Несмотря на все противоречия, очевиден один факт: Leo Fender всегда внимательно относился к предложениям практикующих музыкантов, и всегда старался поддерживать с ними тесный контакт, чтобы улучшать свои продукты. Как подчеркивает Freddie Tavares: "Одна из причин успеха Leo заключается в том, что музыканты знали, что они желанные гости в нашей лаборатории. Они могли придти туда и поговорить с нами лично. Все знали, что могут достучаться до Leo".

Bill Carson подтверждает этот факт и добавляет: "У Leo была уникальная способность принимать то, что вы ему говорите именно как потребности музыканта. Он не играл сам, не думал и не слышал как музыкант, поэтому он полностью полагался на музыкантов с хорошим слухом".

В свете довольно противоречивых утверждений, достаточно непросто отдать предпочтение какой-то одной версии, и конечно нужны ответы на ряд вопросов. Кто придумал Stratocaster? Как это произошло? Когда?

В 1951 или 1952 году Leo Fender наверняка думал о том, чтобы выйти за рамки прямолинейной концепции Telecaster и Esquire. Он мог думать об этом и даже сделать черновые наброски того, что должно было стать более "продвинутым" инструментом. Его частые встречи с профессиональными музыкантами, такими как Bill Carson наверняка утвердили его в необходимости выпуска усовершенствованной гиары. И в итоге проект "новой" гитары Fender, в какой-то момент времени слился с заказом Carson, и первратился в инструмент, ныне известный как Stratocaster.

Выглядит разумным полагать, что идеи Bill Carson, как музыканта, и идеи Freddie Travers, как инженера, несомненно нашли свое отражение в разработке. И по большому счету не подлежит сомнению, что концепцией всего проекта руководил лично Leo Fender. Freddie Travers не оспаривает этого: "Leo хотел новую гитару, более совершенную, более универсальную, что он в итоге и получил! Я сделал чертежи, но все было у него в руках. По большому счету, все делалось так, как он хотел".

Делая поправку на время, автор считает, что память мистера Fender не очень надежна, когда речь заходит о его моментах озарения в начале 1950-х. Если учесть, что происходило в Fender в 1951-52 годах – выпуск Precision Bass и стил-гитар Stringmaster, не говоря о растущей активности на рынке усилителей, не похоже, чтобы разработка новой модели началась настолько рано, как это кажется мистеру Fender. Не смотря на то, что он утверждает, в различных интервью, разработка Stratocaster началась скорее всего в 1953 голду, что подтвреждает Freddie Tavares : "Разработка началась в апреле или мае 1953 года и заняла меньше года".

На самом деле, она могла бы продлиться и того меньше, если бы не бридж тремоло-системы, который доводили до ума шесть месяцев. Вот почему Leo Fender сказал:"У меня уже были на складе обработанные материалы и детали", ссылаясь на переезд с Pomona Street на East Valencia Street в середине 1953 года.

Как бы то ни было, хотя разработка Stratocaster не является единоличной заслугой Leo Fender, именно он, человек, который даже не умел играть, дал жизнь этой гитаре. И до сих пор очень немногие могут похвастаться таким до сих пор ощутимым влиянием на индустрию!

КОНЦЕПЦИЯ STRATOCASTER

Весной 1954, когда Stratocaster был представлен взбудораженному, готовящемуся войти в эпоху рок-н-ролла музыкальному миру, он демонстрировал несколько новаторских, если не революционных характеристик. Самым радикальнымм для того времени нововведениями были система "Synchronized Tremolo" (Примечание: Именно с легкой руки Leo Fender слово "тремоло" стало использоваться для обозначения конструкции осуществляющей вибрацию струн) и эргономичный дизайн корпуса "Comfort Contour Body".


Новая модель также имела еще целый ряд новшеств от Fender, таких как полностью регулируемый бридж с шестью независимыми седлами, три звукоснимателя с профилем сердечников и гнездо на верхней деке. Несмотря на большую сложность конструкции по сравнению с Telecaster, Stratocaster в той же мере следует философии Leo Fender о том, что инструмент предназначен для работы музыканта. Freddie Tavares подчеркивает эту концепцию: "Позиция Leo Fender была такова: сделать все практичным, максимально практичным, и максимально простым… Leo всегда следовал принципу – проще и легче в обслуживании. Чтобы можно было легко починить".

Leo сам говорит на этот счет: "Я столько лет проработал с радио и электронным оборудованием, и меня волновала прежде всего утилитарная сторона дела. Это было главнее всего, о внешнем виде думали потом".

Таким образом Stratocaster унаследовал основные параметры предыдущих моделей электрогитар Fender, такие как корпус из ясеня, съемный цельный гриф из клена (без отдельной накладки), асимметричная голова грифа, и простой колковый механизм.

Весь комплект звукоснимателей устанавливался на одну пластину, крепящуюся поверх фрезерованного корпуса, так что каждый компонент мог легко быть снят и заменен при необходимости. Leo Fender всегда обеспечивал практичность и функциональность своих продуктов. Он никогд не полагался на голую теорию или модные технологии… Только метод проб и ошибок и накопление опыта для производства все лучших гитар.

Про Stratocaster, Freddie Tavares вспоминает следующее: "В этой разработке не было особых теорий. Это был чисто практический метод проб и ошибок! Вся соль была в том, чтобы мы не могли бы сделать не то, что нам хотелось. Оно само появилось на свет. Все, что мы сделали, мы сделали эмпирически, только метод проб и ошибок".

Мы занимаемся данным бизнесом с 2012 года. 

Каждый может найти тут то, что придется ему по нутру, начиная от классических Les Paul, до «Стрел». А если вы хотите выделиться на сцене чем-то необычным – нет проблем. Вы можете заказать индивидуальную работу, которая будет выполнена по вашим эскизам или фото.

У нас масса положительных отзывов. За все годы работы нашего магазина к нам 

обратились сотни музыкантов, которые продолжают обращаться к нам и сегодня. 

Индивидуальный подход к клиенту, качественное обслуживание и минимальные цены, это те принципы, на которых мы строим наш бизнес. Мы стараемся уделять максимум внимания любому клиенту, делаем скидки постоянным клиентам и всегда готовы к сотрудничеству.